программа ЗПР подготов. детский сад

1

Рабочая программа учителя-логопеда
Возраст: старший дошкольный возраст (старшая группа)
Заключение: ЗПР
Условия реализации: индивидуальная работа

Оглавление

1. Целевой раздел .......................................................................................................................................3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................................................ 3
1.2. Значимые для реализации Программы характеристики ...................................................... 5
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в группе 7
1.4. Планируемые результаты освоения программы детьми .......................................................7
1.5. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых
результатов освоения программы ..................................................................................................... 7
2. Содержательный раздел .................................................................................................................... 11
2.1. Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми ........................................... 11
2.2. Перспективно-тематическое планирование .................. Ошибка! Закладка не определена.
2.3. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и специалистами группы ............. 16
2.4. Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников ........................................... 18
3. Организационный раздел .................................................................................................................. 19
3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности группе ......................................19
3.1.1. Образовательная нагрузка .................................................................................................. 19
3.1.2. Структура подгрупповых и индивидуальных занятий .................................................20
3.1.3. Формы коррекционно-образовательной деятельности .................................................20
3.1.4 Организация коррекционно-развивающей деятельности ............................................. 22
3.2. Условия реализации рабочей программы ...............................................................................27
3.2.1. Психолого-педагогические условия .................................................................................. 27
3.2.3. Организационные условия (создание предметно-развивающей среды) .................... 29
3.2.4. Материально-технические условия ...................................................................................30
3.2.5. Методическое обеспечение коррекционно-развивающей работыОшибка! Закладка не
определена.

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда разработана в
соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными документами:
●
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
●
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»
●
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1022 «Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 N 72149)
●
Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам — образовательным программам дошкольного образования».
●
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года №28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи"
●
Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021) "Об
утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность"
●
Разъяснения по вопросу регулирования рабочего времени учителей-логопедов
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при выполнении ими должностных
обязанностей. 24.11. 2020 ДГ-2210/07
● http://edu-kruf.ru/
●
Устав ОУ
Рабочая программа определяет содержание, структуру и организацию деятельности,
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного
процесса с детьми старшего дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее –
ЗПР).
Срок реализации программы учебный год (1 сентября – 31 августа)
Основой рабочей программы является создание оптимальных условий для коррекционноразвивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи
(далее – ЗПР).
Реализация рабочей программы предусматривает полное взаимодействие и преемственность
действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Цель — проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической
работы, максимально обеспечивающей создание условий для выравнивания речевого и
психофизического развития ребенка с ЗПР, его всестороннее гармоничное развитие, позитивную
социализацию и развитие творческого потенциала на основе сотрудничества с взрослыми и
сверстниками.
Задачи рабочей программы:
 Работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания,
памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификаций;
 Развивать общую, мелкую, артикуляторную моторику;  осуществлять коррекцию
нарушений дыхательной и голосовой функций;

3

 Расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный
(существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) словарь, вести
работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей;
 Совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми
грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических
конструкций;
 Совершенствовать навыки связной речи детей;
 Вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию
фонематических процессов;
 Формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты.
Рабочая программа построена на следующих принципах:


полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация)
детского развития;

построение коррекционно-развивающей деятельности и образовательного процесса на
основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничество с семьёй;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);

учёт этнокультурной ситуации развития детей;

принцип развивающего образования, реализующийся через деятельность каждого
ребенка в зоне его ближайшего развития;

соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть достижение
поставленных целей и решение задач только на необходимом и достаточном материале, максимально
приближаться к разумному «минимуму»;

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей;

комплексно-тематический
принцип
построения
коррекционно-развивающей
деятельности и образовательного процесса;

построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности
для них является игра;

принцип непрерывности образования;

системный подход к организации коррекционно-развивающей работы;

преемственность всех этапов коррекционно-развивающей работы: диагностического,
отборочного, содержательного, организационного, мониторингового.
Специфические принципы и подходы к формированию рабочей программы для
обучающихся с ЗПР:
1.
Индивидуализация коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ЗПР с
учетом их интересов, мотивов, способностей и психофизических особенностей.
4

2.
Развивающее вариативное образование: поддержка инициативы детей в различных
видах деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует
развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
3.
Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей для
всестороннего развития обучающихся с ЗПР
4.
Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и
достижения целей рабочей программы.
5.
Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья
и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся с ЗПР
6.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
7.
Развитие речи и опора на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в
норме);
8.
Взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматического
компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка);
9.
Дифференцированный подход в логопедической работе к детям с различной
структурой речевого нарушения.
1.2. Значимые для реализации Программы характеристики
Характеристика речи обучающихся с ЗПР
Рассматривая психологические особенности старших дошкольников с ЗПР, прежде всего, следует
отметить, что это дети с нереализованными возрастными возможностями (У.В. Ульенкова (1984)).
Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют
качественное своеобразие.
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой
моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота,
ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо
сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке,
аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не
регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных
расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у
нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.
Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание
достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна
повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно
целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро
утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с
трудом переключается с одного задания на другое. Также у них недостаточно сформирована
способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение
заданий учебного типа.
Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием.
У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько
затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного,
слухового, тактильно-двигательного). Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность,
направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество
практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в
обследовании предмета. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и на
закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины.
5

Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя
основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков, не использует слова,
обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий", "высокий - низкий" и т.д.), а
пользуется словами "большой - маленький".
Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Изза слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных
частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о
замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на
это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной
дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала,
свойства поверхности, формы, величины), т.е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания
предметов на ощупь.
У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе
сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно моторной и слухо-зрительномоторной координации. В дальнейшем эти недостатки также будет препятствовать овладению
чтением и письмом. Недостаточность межанализаторного взаимодействия проявляется в
несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.
Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен
объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая
утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Выраженность этого дефекта
зависит от происхождения ЗПР. При правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению
некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.
Значительное своеобразие отмечается в развитии мыслительной деятельности. Отставание
отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы
образов-представлений. Отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР,
несформированность способности к творческому созданию новых образов, замедлен процесс
формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР еще не
сформирован соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления
- дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а обобщают либо по ситуативным,
либо по функциональным признакам. Например, отвечая на вопрос: "Как назвать одним словом
диван, шкаф, кровать, стул?", - ребенок может ответить: "Это у нас дома есть", "Это все в комнате
стоит", "Это все нужное человеку". Затрудняются при сравнении предметов, производя их сравнение
по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия. Например,
отвечая на вопрос: "Чем не похожи люди и животные?", - ребенок произносит: "У людей есть
тапочки, а у зверей - нет". Однако, дошкольники с ЗПР, после получения помощи, выполняют
предложенные задания на более высоком, близком к норме уровне.
Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с ЗПР.
Многим из них присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия.
Нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта.
На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых
инструкций, логико-грамматических конструкций типа "Коля старше Миши", "Береза растет на краю
поля". Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс
декодирования текстов, т. е. затруднен процесс восприятия и осмысления их содержания.
Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются
прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы,
позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества, который продолжается до 7-8 лет.
Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей. Ряд грамматических категорий
дети практически не используют в речи, однако, если сравнивать количество ошибок в употреблении
грамматических форм слова и в употреблении грамматических конструкций, то явно преобладают
ошибки второго типа. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и
понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и
на вопросы педагога он отвечает правильно.
6

Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом
оформлении предложений.
Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой
текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно
творческое рассказывание.
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в
группе
При разработке рабочей программы учитывался контингент группы и результаты
углубленного логопедического обследования развития детей данной группы.
1.4. Планируемые результаты освоения программы детьми
Целевые ориентиры освоения программы детьми старшего дошкольного возраста
(старшая группа)
Логопедическая работа

Понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы

Фонетически правильно оформляет звуковую сторону речи

Правильно передает слоговую структуру слов

Пользуется в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными
предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ

Владеет элементарными навыками пересказа

Владеет навыками диалогической речи

Владеет навыками словообразования: продуцировать названия существительных от
глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно ласкательных форм
существительных и проч.

Грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в соответствии с нормами
языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые предлоги
употребляться адекватно

Использует в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических
категорий (существительных, глаголов, прилагательных, местоимений, наречий и т.д.)

Владеет элементами грамоты в пределах программы
В итоге обучения дети шестого года должны овладеть грамматически правильной разговорной речью.
Однако их развернутая речь может иметь лексические, грамматические, фонетические неточности,
что предполагается совершенствовать на следующем этапе обучения.
1.5. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых
результатов освоения программы
Углубленное обследование детей осуществляется учителем-логопедом в течение трёх недель
в сентябре месяце и двух недель в мае, по запросу педагогов и специалистов группы проводится
промежуточное обследование в январе.
Задачами углубленного логопедического обследования являются выявление особенностей
общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития
различных компонентов речи, импрессивной и экспрессивной речи, сопоставление уровня развития
языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).
Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную
симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы,
компенсаторные возможности, зону ближайшего развития. После углубленного логопедического
обследование каждого ребенка составляется диагностическая таблица состояния общего и речевого
развития, экран звукопроизношения, заполняются речевые карты.
7

Для проведения логопедического обследования используются «Карта развития ребенка
младшего дошкольного возраста нарушением речи», «Карта развития ребенка дошкольного возраста
с тяжелым нарушением речи (ОНР) с 4 до 7 лет» Н. В. Нищевой, разработан стимульный материал
для проведения обследования.
За один день реализуется не более двух разделов.
Проведению дифференциального обследования предшествует предварительный сбор и анализ
совокупных данных о развитии ребенка. С целью уточнения сведений о характере доречевого,
раннего речевого (в условиях овладения родной речью), психического и физического развития
проводится предварительная беседа с родителями (законными представителями) ребенка.
При непосредственном контакте с ребенком обследование начинается с
ознакомительной беседы, целью которой является не только установление положительного
эмоционального контакта, но и определение степени его готовности к участию в речевой
коммуникации, умения адекватно воспринимать вопросы, давать на них ответы (однословные или
развернутые), выполнять устные инструкции, осуществлять деятельность в соответствии с
возрастными и программными требованиями.
Основные формы и методы логопедического обследования: наблюдение, беседа, анализ
продуктов детской деятельности, диагностическая ситуация, диагностическое задание, беседа с
родителями.

Раздел
Импрессивная речь
Общее звучание
речи

Артикуляционная
моторика

Звукопроизношение
Сформированность
слоговой структуры
слова
Фонематические
процессы

Таблица 1.
Критерии
0 баллов – понимание речи в полном объеме.
1 балл – понимание речи ограничено (1-2 ошибки).
2 балла – понимание речи затруднено.
0 баллов - речь разборчива, понятна окружающим, голос нормальный,
отклонений от тембра не наблюдается, диафрагмальный тип дыхания,
дифференцирует ротовой и носовой вдох-выдох, речь на выдохе, объем
речевого дыхания хороший, нормальный темп и ритм.
1 балл - умеренная степень нарушения тембра, диафрагмальный тип
дыхания, речь на выдохе, речевой выдох ослаблен.
2 балла - речь неразборчива, фразы непонятны окружающим,
выраженные нарушения тембра голоса (гортанный, глухой, резкий),
верхнеключичный тип дыхания, дискоординация фонации и дыхания,
брадилалия, тахилалия.
0 баллов - правильное выполнение с точным соответствием всех
характеристик движения.
1 балл – замедленный темп выполнения, неточность, неловкость
моторики, сложности переключения.
2 балла - выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный
объём движений, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы.
0 баллов – не нарушено звукопроизношение.
1 балл – нарушена одна группа звуков.
2 балла – нарушено произношение 2х и более групп звуков.
0 баллов – точное и правильно воспроизведение в темпе предъявления;
1 балл – замедленный темп, запинки, 1-2 слова произносятся с
искажением слоговой структуры слова.
2 балла – весь предъявляемый материал воспроизводится с искажением
слоговой структуры слова.
0 баллов – самостоятельное выполнение, процессы сформированы;
1 балл – требуется стимулирующая помощь, или допускает ошибки,
которые способен самостоятельно исправить.
2 балла – требуется развернутая помощь логопеда, задания недоступны к
8

выполнению.
Обследование
0 баллов - все задания выполнены верно, с первой попытки,
словарного запаса
самостоятельно, словарный запас соответствует возрасту, высокий
(Лексика)
уровень обобщений, словарный запас богат родовидовыми понятиями,
правильный и быстрый подбор слов во всех заданиях.
1 балл - требуется дополнительная инструкция, недостаточно развиты
процессы классификации, обобщения, трудности актуализации нужных
слов, отмечается диссоциация между объемом активного и пассивного
словаря, характеристика лексического значения слов не в полной мере
отражает их свойства и качества, есть трудности выделения основных и
второстепенных признаков и словоформ.
2 балла - большая часть заданий недоступна, объем активного словаря в
пределах обихода, не сформированы процессы классификации,
обобщения, имеются лишь отдельные правильные ответы, задания
выполняются при организующей помощи логопеда, описание
лексического значения сводятся к описанию предмета, его признака или
действия с точки зрения их полезности.
Грамматический
0 баллов - правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.
строй речи
1 балл - систематические ошибки в непродуктивных формах
словообразования, преобразование заданного слова в неологизм или в
другое слово, несоответствующее данному словообразовательному типу.
2 балла - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение
заданного слова или отказ от выполнения.
Связная речь
0 баллов - рассказ имеет смысловые звенья, определены временные и
причинно-следственные
связи
между
событиями,
оформлен
грамматически правильно с адекватным использованием лексических
средств.
1 балл - составление рассказа со стимулирующей помощью,
последовательность сюжета не нарушена, но отражены лишь некоторые
причинно-следственные отношения, страдает смысловая целостность,
встречаются аграмматизмы и далекие словесные замены, выпадение
смысловых звеньев, искажение смысла, связность рассказа нарушена.
2 балла - задание недоступно, рассказ заменен ответами на вопросы, или
составляются 2-3 предложения.
В процессе обследования изучается состояние пространственно-зрительных ориентировок и
моторно-графических навыков.
При необходимости промежуточного контроля – заполняется экран звукопроизношения.
По результатам диагностики заполняются речевые карты обучающихся, которые заверяются
заведующим ОУ.
ФИО

Обуч 1

Обуч 2

Импрессив
ная речь

Артикуля
ционная
моторика

Начало
года
Конец
года
Начало
года
9

Звукопроиз
ношение

Сфор-сть
слоговой
структуры
слова

Таблица 2.

Фонемати
ческие
процессы

Обследован
ие
словарного
запаса
(Лексика)

Г

Конец
года
Первичная и итоговая диагностика. Анализ данных.
Инструкция: из суммы баллов, набранных в начале года ребенком, вы вычитаете сумму,
набранную в конце.
Динамика отсутствует – разница показателей от 0 до 1 баллов.
Средняя динамика – разница показателей от 2 до 6 баллов.
Высокая динамика – разница показателей от 7 до 18 баллов.
С чистой речью –

10

2. Содержательный раздел
2.1. Содержание коррекционно-логопедической работы с ребенком
Планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ЗПР.
Нормативный срок освоения программы – один год.
Направления коррекционно-развивающей работы:
– формирование полноценных произносительных навыков;
развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту
форм звукового анализа и синтеза;
– развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в
предложении;
– обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к
эмоционально-оценочному значению слов;
– воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение;
употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
– развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой
коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
– формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.
2.2. Тематический план коррекционно-логопедической работы
Период Звуковая сторона речи
Развитие речи и развитие
лексико-грамматических
Произношение
Фонематическое
категорий
восприятие
I пери- Выработка
Развитие способности
Учить детей вслушиваться в
од
дифференцированных
узнавать и различать
обращённую речь. Учить
движений органов
неречевые звуки. Развитие выделять названия предметов,
артикуляционного аппарата. способности узнавать и
действий, признаков. Понимать
Развитие речевого дыхания. различать звуки речи по
обобщающее значение слов.
Уточнение правильного
высоте и силе голоса.
Расширять возможности
произношения сохранных
Дифференциация речевых пользовать диалогической
звуков, произнесение их с
и неречевых звуков.
формы речи. Учить детей
различной силой голоса и
Развитие слухового
использовать в самостоятельной
интонации: -изолированно; - внимания и слуховой
речи притяжательные
в слогах (воспроизведение
памяти. Различие слогов, местоимения – мой-моя- моё в
звуко-слоговых рядов с
состоящих из правильно
сочетании с существительными
различной интонации, силой произносимых звуков.
мужского и среднего рода.
голоса, ударением;
Различение
Формировать навык
воспроизведение
интонационных средств
употребления категории числа и
ритмических рисунков;
выразительности в чужой лица глаголов настоящего
произнесение различных
речи. Различение
времени. Учить некоторым
сочетаний из прямых,
односложных и
способам словообразования: с
обратных и закрытых слогов: многосложных слов.
использованием
- в слова; -в предложениях.
Выделение звука из
существительных с
Развитие навыков
других звуков.
уменьшительно- ласкательными
употребления в речи
суффиксами и глаголов с
восклицательной,
разными приставками на -по-вы.
вопросительной и
Учить составлению простых
повествовательной
предложений по вопросам.
интонации. Постановка
Формировать навык составления
11

отсутствующих в речи
звуков (в соответствии с
особенностями речи детей).
Автоматизация
поставленных звуков: изолированно; -в открытых
слогах; -в обратных слогах; в закрытых слогах; -в
стечении с согласными.
II пери- Продолжение работы над
од
развитием подвижности
органов артикуляционного
аппарата. Постановка
отсутствующих звуков.
Автоматизация ранее
поставленных звуков: -в
предложениях; -в коротких
текстах. Автоматизация
поставленных звуков: изолированно; -в открытых
слогах; -в обратных слогах; в закрытых слогах; -в
стечении с согласными.
Дифференциация на слух
сохранных звуков( с
проговариванием),
различающихся: - по
твёрдости- мягкости; -по
глухости-звонкости; а также:
- в обратных слогах; -в
слогах со стечением двух
согласных; -в словах и
фразах.

III
Автоматизация
пери-од поставленных звуков в
собственной речи.
Дифференциация звуков по
месту образования: -[с][ш],[з]-[ж]; -[р][л]; -в прямых
и обратных слогах;
-в слогах со стечением трёх

короткого рассказа

Определение наличия
звука в слове.
Распределение
предметных картинок,
названия которых
включают: дифференцированные
звуки; -опредёлённый
заданный звук.
Формирование умения
различать и оценивать
правильные эталоны в
произношении чужой и
собственной речи

Дифференциация на слух
сохранных звуков( без
проговаривания),
различающихся: - по
твёрдости- мягкости; -по
глухости-звонкости; а
также:
- в обратных слогах; -в
12

Уточнить представления детей
об основных цветах и оттенках,
знания соответствующих
обозначений. Учить
образовывать относительные
прилагательные. Учить
различать и выделять в
словосочетаниях названий,
признаков по значению и по
вопросам какой-какая-какое;
обращать внимание на
соотношение окончания
вопросительного слова и
прилагательного. Закреплять
навык согласования
прилагательных с
существительными в роде и
числе. Упражнять в составлении
сначала двух, а затем трёх форм
одних и тех же глаголов. Учить
использовать предлоги на-под-виз, обозначающие
пространственное расположение
предметов, в сочетаниях
соответствующими падежными
формами существительных.
Совершенствовать навык
ведения подготовительного
диалога (просьба- беседа).
Расширять навык построения
разных типов предложений.
Учить составлять короткие
рассказы по картине, серии
картин, рассказы-описания,
рассказ
Закреплять навык употребления
обиходных глаголов с новым
лексическим значением,
образованным посредством
приставок, передающих
различные оттенки действий.
Закреплять навыки образования
относительных прилагательных с

согласных; -в словах и
фразах; -в стихах и коротких
текстах; -закрепление
умений, полученных ранее
на новом речевом материале.

слогах со стечением двух
согласных; -в словах и
фразах; -составление
предложений с
определённым словом.

использованием продуктивных
суффиксов ов-ин-ев-ан- ян .
Учить образовывать наиболее
употребительные
притяжательные прилагательные
и прилагательные с
использованием уменьшительноласкательных суффиксов. Учить
употреблять наиболее доступные
антонимические отношения
между словами. Уточнять
значения обобщающих слов.
Закреплять навык составления
рассказов по картине, серии
картин с элементами усложнения
(дополнение эпизодов,
изменение начала, конец
рассказа). Учить составлять
рассказы по теме с
использованием ранее
отработанных синтаксических
конструкций
Коррекционно-развивающая деятельность по освоению образовательных областей
Содержательный Задача
Содержание
Ожидаемый
раздел Область
результат
Речевое развитие -развивать речевую
Чтение сказок,
Поддержиактивность ребенка;
потешек, рассказов,
вает
-развивать диалогическую стихотворений.
диалогическую
форму речи
Разучивание с ними
форму речи,
- расширять словарный
стихотворений,
расширен
запас, связанный с
потешек, песенок.
словарный
содержанием
Составление рассказов запас,
эмоционального,
о собственного имени понимает и
бытового, предметного,
«Я люблю…»
проявляет
социального и игрового
Рассказы по картине
интерес к
опыта ребенка;
«золотая осень», «Утро прослушивани
- формировать умение
в сосновом бору»
ю
понимать содержание
Артикуляционная
литературных
литературных
гимнастика.
произведений.
произведений;
- разучивать с детьми
стихотворения;
Художественноразвивать интерес к
Рисование различных Знает цвета и
эстетическое
изобразительной
пород дерева,
их оттенки,
деятельности и ее
раскрашивание листьев умеет
результату;
Рисование человека,
смешивать
- уточнять представления способы передачи
цвета для
ребенка об основных
движений рук и ног,
получения
цветах и их оттенках,
наклона туловища.
оттенков.
-формировать умение
Рисование портрета
Умеет оценить
смешивать и получать
мама.
свою работу,
13

Познавательное
развитие

оттеночные цвета красок;
- учить детей создавать
сюжетные изображения, в
нескольких предложениях
передавать их
содержание;
- формировать умение
оценивать свои работы
путем сопоставления с
образцом, словесным
заданием;
- развивать у ребенка
чувство ритма в процессе
работы с кистью,
карандашами,
фломастерами;
- формировать умение
определять способ лепки
(раскатывать, защипывать,
оттягивать, соединять
части и пр.);
– продолжать развивать
интерес к процессу и
результату
конструирования;
-– расширять и углублять
представления ребенка о
местах обитания,
образе жизни животных и
растений;
– углублять и расширять
представления ребенка о
явлениях природы;
-формировать умение
ребенка устанавливать
причинно – следственные
связи;
- развивать сенсорную
способность ребенка,
формировать умение
выделять знакомые
объекты из фона
зрительно, по звучанию,
на ощупь, по запаху и на
вкус;
- совершенствовать
навыки пользования
способами проверки
(приемы наложения и
приложения),
- развивать
ориентировочные

Лепка фигур человека
и животных с
передачей характерных
Движений.
Сюжетно-тематическая
аппликация на темы
«Осень», «Зима»,
«Весна», «В огороде»,
«На лугу», «На озере»,
«Цветы на лугу» .
Пальчиковые игры

Наблюдения, беседы,
игры, чтение
литературы о
домашних и диких
животных и их
детенышах.
Игры и упражнении я
со строительными
наборами.
д/и «Какой цифры не
стало?»,
«Найди такой же
узор»,
«Каждую фигуру на
свое место»,
«Кто больше увидел»

14

что
получилось, а
что нет.
Владеет
кистью,
карандашами,
и
фломастерами.
Знает приемы
лепки, и умеет
передавать
образ человека
и животных.

Знает и называет
диких и
домашних
животных их
место обитания,
образ жизни.
Знает и называет
явления
природы.
Может выделить
предмет на
ощупь, по запах
и вкусу.
Ориентируется
на листе бумаге
ив
пространстве.
Знает прямой
счет. Умеет
соотнести цифру
к количеству.
Умеет
образовывать
цифровой ряд
путем
прибавления.

Игровая
деятельность
(социальнокоммуникативное)

действия на листе бумаги,
- формировать умение
образовывать
последующее число
добавлением одного предмета к группе,
- знакомит с количеством
в пределах десяти;
- формировать у ребенка
умение называть
цифровой ряд,
выкладывая
цифры в
последовательности,
подбирая
соответствующую цифру
к количеству предметов;
Вызывать у ребенка
интерес С/Р играм;
– закреплять ролевые
действия в соответствии с
содержанием игры;
– формировать умение
обыгрывать сюжеты,
– формировать умение
использовать в новых по
содержанию играх
различные натуральные
предметы и их модели,
предметы-заместители;
– развивать воображение
ребенка в ходе
подвижных, сюжетноролевых и
театрализованных игр с
помощью воображаемых
действий;
– учить ребенка создавать
воображаемую игровую
ситуацию, брать на
себя роль и действовать в
соответствии с нею,
проявляя
соответствующие
эмоциональные реакции
по ходу игры;
– закреплять умения
ребенка в процессе игры,
проявлять отношения
партнерства,
взаимопомощи, взаимной
поддержки.

Самостоятельные
игры детей и игры с
участием взрослых,
способствующим
обогащению
социально-бытового
опыта ребенка.
Проигрывание
сюжетных линий,
соединение двух-трех
сюжетных линий в
единую игру:
«Семья» и
«Транспортные
средства», «Магазин»
и «Почта», «Зоопарк»,
«Театр»

15

Проявляет
интерес к с/р
играм,
принимает на
себя роль, умеет
обыграть сюжет,
построить
сюжетную
линию
использовать
предметы –
заместители.

Физическое
воспитание

-развивать точность
Пальчиковые игры по
произвольных движений, лексическим темам.
формировать умение
переключаться с одного
движения на другое;
– формировать умение
выполнять упражнений по
словесной инструкции
взрослых;
– воспитывать умение
сохранять правильную
осанку в различных
видах движений;

Выполняет
упражнения по
словесной
инструкции.
Старается
сохранять
осанку во всех
видах
деятельности.

2.3. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и специалистами группы
Эффективность коррекционной воспитательно-образовательной работы определяется не
только чёткой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным
распределением нагрузки в течение дня, но и координацией и преемственностью в работе всех
субъектов коррекционного процесса.
Взаимодействие с воспитателями и специалистами группы осуществляется в разных
формах:
 совместное планирование коррекционно-развивающей работы в группе во всех
образовательных областях;
 обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;
 оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;
 взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности;
 совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов,
ежедневные задания учителя-логопеда воспитателям в календарных планах воспитателей.
Учительлогопед

Воспитатель

Система взаимодействия специалистов группы
●
Организует и координирует коррекционно-развивающую работу
с ребенком с ТНР, осуществляет диафрагмально-речевого дыхания,
коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию,
введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации
режимных моментов и ОД, практическому овладению ребенком
навыками словообразования и словоизменения, связной речи.
Осуществляет мониторинг уровня речевого развития ребенка (не менее
двух раз в год); осуществляет координация коррекционной работы всех
специалистов, работающих с ребенком: психолога, музыкального
руководителя, физкультурного работника; сотрудничество с другими
логопедами ДОУ. Вовлекает родителей в процесс логопедической
коррекции через детские логопедические тетради, наглядную
агитацию, открытые просмотры, собрания, консультации, беседы.
Совместное составление перспективного планирования работы на
текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и
выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;
оснащение развивающего предметного пространства в групповом
помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной
образовательной
деятельности;
совместное
осуществление
образовательной деятельности в ходе режимных моментов,
16

Учительдефектолог

Педагогпсихолог

Музыкальный
руководитель

Инструктор по
физической
культуре

еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. В календарных
планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает
лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой
теме, основные цели и задачи коррекционной работы; Еженедельные
задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
логопедические пятиминутки;
• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
• индивидуальная работа;
• рекомендации по подбору художественной литературы и
иллюстративного материала.
Осуществляет коррекционно-развивающую работу с ребенком по
развитию высших психических функций, личностного развития
дошкольников и их психического развития. Сенсорное и
сенсомоторное развитие. Развитие когнитивной сферы. Формирование
учебных
навыков.
Формирование
пространственно-временных
представлений. Формирование представлений о предметах и явлениях
окружающей действительности. Формирование ЭМП
Развитие психических процессов, являющихся психологической
основой речи: восприятия и ощущения, внимания и памяти,
воображения, словесно-логического мышления. Помощь в оречевлении
своего эмоционального состояния и способов его улучшения.
Включение в занятия психогимнастики в качестве фона для развития
просодических компонентов речи. Формирование навыков общения в
сказочных или придуманных сюжетах и инсценировках.
Осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка
музыка терапевтических произведений, что сводит к минимуму
поведенческие
и
организационные
проблемы,
повышает
работоспособность, стимулирует внимание, память, мышление.
Совершенствует общую и мелкую моторику, выразительность мимики,
пластику движений, постанову дыхания, голоса, чувства ритма,
просодическую сторону речи. Формирование музыкального слуха и
внимания к неречевым звукам. Развитие двигательной памяти и
координации. Включение в занятие музыкальных распевов на
закрепление вызванных звуков и звукоподражаний. Использование
музыкально-ритмических игр, логоритмических упражнений на
согласование речи с движением. Работа над выразительностью мимики
и жестов в музыкальных этюдах; над пластикой и темпом движения в
музыкальных зарисовках. Обучение коммуникативным навыкам в
играх-драматизациях.
Решает: традиционные задачи по общему физическому воспитанию и
развитию, направленные на укрепление здоровья, развитие
двигательных умений и навыков, что способствует формированию
психомоторных
функций,
и
специфические
коррекционноразвивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и
передаче движений по пространственно-временным характеристикам,
совершенствование ориентировки в пространстве. Особое внимание
обращается на возможность закрепления лексико-грамматических
средств языка путем специально подобранных подвижных игр и
упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.
Обучение пространственным ориентировкам в играх и упражнениях.
Формирование
правильного
физиологического
дыхания
и
фонационного выдоха с помощью специальных гимнастик.
17

Медицинский
работник (при
наличие)

Медицинский контроль и профилактика заболеваемости

2.4. Взаимодействие учителя-логопеда с семьей воспитанника
В течение года осуществляется регулярное и систематическое информирование родителей
(законных представителей) о ходе коррекционно-образовательного процесса, осуществляются
индивидуальные консультации, даются рекомендации для родителей по закреплению речевых
навыков дома, полученных на занятиях через тетради взаимодействия логопеда, воспитателей и
родителей.
При анализе контингента семей выявлено, что дети группы воспитываются в семьях
различного социального статуса, что учитывается при организации взаимодействия учителялогопеда с родителями воспитанника, которое направлено на создание доброжелательной,
психологически комфортной атмосферы в ДОУ, установление взаимопонимания и создание
условий для эффективного сотрудничества с родителями воспитанника:
1. консультация - итоги обследования речи детей, характеристика
речевого развития ребенка, знакомство с планом работы.
2.
Индивидуальные
консультации
родителей
(очные
и
дистанционные):
- 1 этап - в процессе беседы выявляются особенности развития ребёнка на
Сентябрь ранних этапах онтогенеза, состав семьи, возраст и профессии родителей.
(далее – в Условия жизни ребёнка.
течение
- 2 этап (проводится по итогам всестороннего обследования ребёнка) года)
обсуждение состояния речевого развития ребёнка, характера, степени и
причин выявленных речевых нарушений;
- разъяснение конкретных мер помощи ребёнку с учётом структуры его
дефекта и объяснение необходимости участия родителей в системе
коррекционной работы;
- совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной
работы;
- рекомендации по выполнению артикуляционных и дыхательных
упражнений, грамматических заданий, исправлению нарушений слоговой
В течение структуры слова;
года
-преодолению психологических проблем ребёнка;
- обучение работе с логопедической тетрадью дома;
- ознакомление родителей с приёмами звуко-слогового анализа и синтеза;
- с этапами обучения грамоте детей-логопатов;
- с формированием мотивации к исправлению речи.
3. Открытые просмотры индивидуальных и подгрупповых занятий:
- родитель чётче осознаёт речевые и психологические проблемы своего
ребёнка;
- охотнее настраивается на сотрудничество;
- вовлекается в коррекционно-образовательный процесс;
- лучше усваивает игровые подходы в коррекционной работе и её
необходимость;
- уважительнее относится к нелёгкому труду учителя-логопеда;
4. Ознакомление с итогами промежуточной диагностики:
- анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных
сторон речевой деятельности у некоторых детей;
- рекомендации родителям по закреплению звукопроизношения,
необходимостью систематического контроля за произношением вызванных
Сентябрь

18

звуков и аграмматизмами в речи, знакомство с положительным семейным
опытом участия родителей в коррекционном процессе.
5. Тематические консультации для родителей:
«Адаптация ребёнка в новом коллективе»; «Общая артикуляционная
гимнастика, задачи, правила проведения, примеры упражнений»;
«Упражнения на развитие дыхания»; «Особенности работы с детьми с
диагнозом ТНР», или пропишите свои тематические консультации.
6. Индивидуальные занятия в присутствии родителей
7. Пропаганда логопедических знаний среди родителей: ширмы, папкипередвижки, диски с рекомендациями по конкретной речевой проблеме,
логопедическая
библиотечка,
детская
логопедическая
тетрадь
(ознакомление с текущей работой логопеда и приёмами коррекции,
постепенное воспитание школьных качеств);
8. Оформление информационного стенда:
«Говорим правильно»; «Подсказка для родителей» или пропишите свои
информационные стенды
10. Создание информационно-коммуникационного пространства для
оперативного взаимодействия с родителями (группа в социальных сетях,
мессенджерах).
11. - предоставление информации о программе ДОУ;
- консультирование по интересующим родителей вопросам.
Май

Подведение годовых итогов, рекомендации на лето.

3. Организационный раздел
3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности группе

3.1.1. Образовательная нагрузка
Вся коррекционно-развивающая работа логопеда в группе делится по форме проведения на
подгрупповую и индивидуальную. Продолжительность подгруппового занятия составляет 25
минут для детей 5-6 лет, что не превышает допустимой недельной нагрузки, рекомендованной
СанПин.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю .
Ребенок посещает коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда, согласно плану
подгрупповой и индивидуальной работы.
Индивидуальная работа проводиться по коррекции звукопроизношения и других речевых и
неречевых процессов, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
В
середине каждого
коррекционно–развивающего
занятия
проводится
физкультминутка. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут.
Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму
логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с логопедом и
сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и
здоровья воспитанников в образовательном процессе. Основной формой работы с детьми
дошкольного возраста является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие
индивидуальные и подгрупповые занятия, носят игровой характер, насыщены разнообразными
19

играми и развивающими игровыми упражнениями, и не дублируют школьных форм обучения.

3.1.2. Структура индивидуальных занятий
Индивидуальные занятия
 Организационный момент (развитие психических процессов)

Основная часть (артикуляционная гимнастика и развитие мимической мускулатуры,
пальчиковая гимнастика, развитие речевого дыхания, работа над голосом, работа над
интонационной выразительностью речи и чёткостью дикции, развитие фонематического
восприятия, постановка, автоматизация и дифференциация звуков, коррекция слоговой структуры
слова, формирование и совершенствование ЛГНР)
 Итог занятия (рефлексия)
Совместная деятельность с детьми в режимных моментах
Взаимодействие осуществляется в течение дня, в разнообразных форматах, ситуациях,
запланированных специально и возникших произвольно.

3.1.3. Формы коррекционно-образовательной деятельности
Образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи решаются через
различные формы организации образовательного процесса детей:

на занятиях;

в совместной деятельности с детьми в режимных моментах;

в самостоятельной деятельности детей;

в совместной деятельности с семьей;
таблица 3.
Тип занятия
Направление в развитии коррекции
Индивидуальные
Коррекция, постановка звуков, автоматизация и их
занятия
дифференциация; работа над речевым аппаратом.
Подгрупповые занятия Воспитание общих речевых навыков: ритм, темп, дыхание,
голос, интонация; воспитание слухового и зрительного
восприятия, внимания; развитие артикуляционной и ручной
моторики; развитие словаря (обогащение словаря по всем
лексическим темам); развитие фонематического восприятия,
звукового анализа и синтеза; формирование грамматического
строя речи; развитие повествовательно-описательной речи;
развитие памяти, логического мышления.
Режимные моменты
Речевые дидактические (в том числе настольно-печатные)
игры по всем разделам программы; речевое стимулирование
(повторение,
объяснение,
обсуждение,
побуждение,
напоминание, уточнение); создание проблемных ситуаций;
беседы с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него;
пальчиковые игры; фактическая беседа, эвристическая беседа;
мимические, логоритмические, артикуляционные гимнастики;
чтение; слушание, воспроизведение, имитирование; тренинги
(действия по речевому образцу взрослого); разучивание
скороговорок, чистоговорок, стихов; освоение формул
речевого этикета; ситуативные беседы; рассказы и пересказы;

20

Совместная
деятельность

Самостоятельная
деятельность ребенка

Образовательная
деятельность в семье

Обучающие речевые игры с использованием предметов и
игрушек; коммуникативные игры с включением малых
фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки,
колыбельные); чтение, рассматривание иллюстраций;
сценарии активизирующего общения; коммуникативные
тренинги; речевые дидактические (в том числе настольнопечатные) игры по всем разделам программы; разучивание
стихотворений; речевые задания и упражнения;
моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций
Работа по
-обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя
-обучению составлению описательного рассказа об игрушке с
опорой на речевые схемы
-обучению пересказу по серии сюжетных картинок
-обучению пересказу по картине
-обучению пересказу литературного произведения
(коллективное рассказывание)
Показ настольного театра, работа с фланелеграфом;
рассказывание по иллюстрациям; заучивание; чтение
художественной и познавательной литературы; рассказ;
пересказ; беседа; объяснения; литературные викторины
Речевая деятельность (все разделы коррекционной работы,
слушание речи взрослого, формирование правильной
монологической речи)
Общение со взрослым и сверстниками (развитие активной
диалогической речи)
Игровая деятельность (контроль и самоконтроль в речи
ребенка; развитие монологической и диалогической речи)
Познавательно-исследовательская
деятельность
и
экспериментирование (развитие фонематического восприятия,
обучение грамоте; развитие словаря и связной речи; развитие
артикуляционной моторики)
Элементарная трудовая деятельность (самообслуживание
хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд)
(самоконтроль в речи, умение вести диалог, договариваться)
Изобразительная деятельность и конструирование из разных
материалов по образцу, условию и замыслу (развитие
пространственных представлений, развитие логического
мышления,
совершенствование
мелкой
моторики,
совершенствование цветовосприятия)
Двигательная деятельность (развитие общей моторики и
координации движений)
Музыкальная деятельность (развитие слухового внимания,
развитие физиологического дыхания, развитие голоса, тембра,
силы, речевого дыхания)
Речевые игры
Беседы (фактическая, ситуативная), объяснение
Личный пример коммуникативных кодов
Совместное творчество
Чтение, рассматривание иллюстраций
Коллекционирование
Совместные семейные проекты
21

Разучивание скороговорок, чистоговорок
Интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ
Презентации проектов
Прогулки, путешествия
Посещение театров, музеев, выставок
Рассказы
Домашнее экспериментирование
Прослушивание аудиозаписей
Оценка результативности коррекционно-развивающей логопедической работы
проводится в 2 этапа. На ребенка на основании результатов диагностики заполняется речевая
карта. Особое значение имеет сравнение результатов анализа ошибок в начале первого этапа
(диагностического) и в конце последнего этапа коррекционной работы. В зависимости от этого
составляется план последующий работы с ребенком.

3.1.4 Организация коррекционно-развивающей деятельности
Образовательный процесс в Муниципальном автономном дошкольном образовательном
учреждение “Детский сад общеразвивающего вида №2 с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников”
реализуется в режиме пятидневной недели.
Режим дня составлен с расчетом 10-часового пребывания ребенка в детском саду с 7.30 18.00.
График работы учителя-логопеда О.А.Белослудцева на 2023-2024 учебный год.
День
недели
Понедельн
ик

Время
4 часа

Вторник

4 час

Среда

4 часа

Четверг

4 часов

Пятница

4 часов

Проводимая работа
13.00 – 14.00 - Совместная деятельность в режимных
моментах/Консультативно-методическая
работа
с
воспитателями, специалистами, родителями.
14:00 – 17.00 - Индивидуальная работа с детьми в присутствии
родителей.
9.00 – 9.30 - Совместная деятельность в режимных
моментах/Консультативно-методическая работа с
воспитателями, специалистами, родителями.
09.30 – 13.00 – Занятия с детьми. родителей.
13.00 – 14.00 - Совместная деятельность в режимных
моментах/Консультативно-методическая
работа
с
воспитателями, специалистами, родителями.
14:00 – 17.00 - Индивидуальная работа с детьми в присутствии
родителей.
9.00 – 9.30 - Совместная деятельность в режимных
моментах/Консультативно-методическая работа с
воспитателями, специалистами, родителями.
09.30 – 13.00 – Занятия с детьми. родителей.
09.00 – 09.30 - Совместная деятельность в режимных
моментах/Консультативно-методическая работа с
воспитателями, специалистами, родителями.
09.30 – 13.00 – Занятия с детьми. родителей.
22

День
недели
Понедельн
ик

Время
4 часов

Вторник

4 часа

Среда

4 часов

Четверг

4 часа

Пятница

4 часов

Проводимая работа
13.00 – 14.00 - Совместная деятельность в режимных
моментах/Консультативно-методическая
работа
с
воспитателями, специалистами, родителями.
14:00 – 17.00 - Индивидуальная работа с детьми в присутствии
родителей.
8.00 – 8.30 - Совместная деятельность в режимных
моментах/Консультативно-методическая работа с
воспитателями, специалистами, родителями.
08.30 – 12.00 – Занятия с детьми.
8.00 – 8.30 - Совместная деятельность в режимных
моментах/Консультативно-методическая работа с
воспитателями, специалистами, родителями.
08.30 – 12.00 – Занятия с детьми.
8.00 – 8.30 - Совместная деятельность в режимных
моментах/Консультативно-методическая работа с
воспитателями, специалистами, родителями.
08.30 – 12.00 – Занятия с детьми.
08:00 – 09:00 – Работа в составе ППк.
09:00-12:00 – Занятия с детьми.

Циклограмма учителя-логопеда О.А. Белослудцева на 2023-2024 учебный год

Дни
недели

Понедел
ьник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница

Индивидуальн
ая
образовательн
ая
деятельность

Подгрупповая
образовательн
ая
деятельность

60 мин.
120 мин.
0 мин.
120 мин.
120 мин.

Совместная
деятельность
в режимных
моментах

Организацио
нная
деятельность

Всего
часов в
неделю

0 мин.

30 мин.

30 мин.

3ч

150 мин.
0 мин.
150 мин.
150 мин.

15 мин.
60 мин.
15 мин.
15 мин.

15 мин.
60 мин.
15 мин.
15 мин.

5ч
2ч
5ч
5ч

Всего

20 ч
Циклограмма учителя-логопеда Н.А.Морева на 2023-2024 учебный год

Дни
недели

Индивидуальн
ая

Подгрупповая
образовательн
ая

Совместная
деятельность
23

Организацио
нная

Всего
часов в

образовательн
ая
деятельность
Понедел
ьник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница

деятельность

в режимных
моментах

деятельность

неделю

120 мин.

150 мин.

15 мин.

15 мин.

5ч

60 мин.
120 мин.
0 мин.
120 мин.

0 мин.
150 мин.
0 мин.
150 мин.

30 мин.
15 мин.
60 мин.
15 мин.

30 мин.
15 мин.
60 мин.
15 мин.

3ч
5ч
2ч
5ч

Всего

20 ч

В соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 24.09.2009 N 06-1216
«О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медикосоциально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам»,
на каждого ребенка с ОВЗ на 1 ставку учителя-логопеда

Диагностическое
направление
работы
(в год)

Коррекционноразвивающее
направления
работы

Консультационное
и просветительское
направления

2 часа
первичное
обследование
и оценка
адаптированно

25 часов (в
год) на
реализацию
индивидуальн
ой

4 часа в год, в
рамках
группового –
3,75 часа на
дошкольную

1 час на
мониторинг
индивидуальн
ого развития;

20 часов (в
неделю) на
реализацию
дошкольной
образовательной

7,75 часов в
год на группу
воспитанников
с ОВЗ.

программы (на

при реализации
индивидуальных форм
сопровождения
родителей

0,5 часа на
беседу с
родителями
для сбора
анамнеза.
График организации образовательного процесса
Образовательная деятельность
Сроки
Обследование речи обучающихся, заполнение документации, 1–18сентября
оформление речевых карт
Коррекционно-развивающая деятельность: индивидуальные и 18 сентября – 15 мая
подгрупповые занятия
24

Итоговая диагностика, заполнение документации

18–31 мая

Годовой план работы учителя-логопеда
речи.

Цель работы: коррекция нарушений устной речи и профилактика нарушений письменной

Задачи:
1.
Своевременное выявление обучающихся с трудностями освоения образовательных
программ.
2.
Коррекция и профилактика нарушений в развитии устной и письменной речи
обучающихся.
3.
Консультативно-методическая работа с родителями, педагогами.
4.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
5.
Оснащение логопедического кабинета учебно-методическими пособиями,
дидактическим и наглядным материалом.
6.
Повышение уровня профессиональной квалификации.
№
I
1

2

3

4

5

Направление деятельности

Время
Оформление результатов
проведени
я
Диагностическая деятельность
Логопедическое
обследование
Справка по итогам обследования
обучающихся с целью точного
речи обучающихся.
установления причин, структуры и 1.09–15.09
Журнал обследования
степени выраженности отклонений в
их речевом развитии, выявления
уровня
актуального
речевого
развития
для
обучающихся,
комплектация групп
Динамическое
наблюдение
за
Индивидуальные консультации с
обучающимися
в
процессе В течение родителями
–
Журнал
коррекционного обучения (анализ учебного
консультаций с родителями
состояния
устной
речи года
(законными представителями).
обучающихся)
Оформление направлений для
прохождения ТПМПК
Углубленное обследование устной
речи
обучающихся.
Сбор 18.09 -30.09 Речевые карты
медицинского и педагогического
анамнеза,
сведений
о
раннем
развитии детей, имеющих нарушения
речевого
развития.
Постановка
заключения
Участие
в
работе
психологоПротоколы заседания ППк.
педагогического
консилиума
по
Справка по итогам обследования
вопросам организации совместной Согласно
речи обучающихся
деятельности
педагогов
с графику
обучающимися,
имеющими ППк
нарушения развития
Диагностика речевых нарушений по В

течение Журнал обследования
25

запросам
6
II
7

Анализ логопедической работы
за 2023-2024 учебный год

учебного
года
Январь–
май

Составление
аналитического отчета

Организационная работа
Планирование
логопедической До 02.09
Годовой план работы
работы на учебный год
Формирование
подгрупп
для
занятий на текущий учебный год
До 16.09

Приказ
о
зачислении
обучающихся в подгруппы

9

Планирование занятий на текущий До 16.09
учебный год

Рабочая программа

10

Составление расписания работы

11

Ведение документации

III
12

Коррекционно-развивающая работа
Индивидуальная работа по
В течение Журнал учета посещаемости
коррекции и развитию устной речи учебного
коррекционно-развивающих
обучающихся
года
занятий
Подгрупповые
занятия
по В течение Журнал учета посещаемости
коррекции и развитию устной речи учебного
коррекционно-развивающих
обучающихся (см. перспективное года
занятий
планирование)

IV
13

Консультативно-просветительская работа
Оказание
консультативноЖурнал учета консультаций
методической помощи педагогам, В течение
родителям:
учебного
выступления
на года
●

8

До 16.09

Расписание
логопедических
занятий.
График работы учителя-логопеда
В течение Журнал
посещаемости
учебного
коррекционно-развивающих
года
занятий.
Журнал обследования.
Списки зачисленных детей.
Расписание
коррекционноразвивающих занятий.
График работы учителя-логопеда
Циклограмма
Речевые карты.
Рабочие программы.
Аналитические справки.
Годовой отчет
Журнал консультаций родителей
Журнал направлений на ТПМПК
Журнал
консультаций
воспитателей

26

V
14
15

16

17

18

родительских
собраниях
по
вопросам
организации
коррекционной
работы
с
обучающимися;
●
проведение систематических
консультаций и индивидуальных
бесед с родителями и учителями;
●
приглашение родителей на
индивидуальные
коррекционноразвивающие занятия
Самообразование и методическая работа
Участие в работе районного По плану Лист регистрации
методического
объединения ГМО
учителей-логопедов
Участие
в
семинарах, По плану Лист регистрации, сертификаты
конференциях,
педагогических ОУ
участия
советах учреждения и района
по
плану
ГМО
Изучение специальной литературы В течение Методические
материалы,
по вопросам оказания помощи учебного
картотеки и т.п.
детям,
имеющим
речевые года
нарушения
Приобретение,
разработка, В течение Методические
материалы,
изготовление
учебно- учебного
картотеки и т.п.
дидактических
пособий
по года
предупреждению и устранению
нарушений
устной
и
письменной
речи
учащихся:
●
пополнение
раздаточного
материала новыми пособиями;
●
дальнейшее
пополнение
картотеки
с
заданиями
по
устранению
дисграфии,
обогащению словарного запаса;
●
изготовление карточек с
заданиями для родителей
Прохождение курсов повышения В течение Сертификаты участия
квалификации,
участие
в года
семинарах,
вебинарах
по
коррекционной работе с детьми
ОВЗ
3.2. Условия реализации рабочей программы

3.2.1. Психолого-педагогические условия
Рабочая программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий,
обеспечивающих образование ребенка с ЗПР в соответствии с его особыми образовательными
потребностями:
1. Личностно-порождающее взаимодействие логопеда с детьми, предполагающее создание
таких ситуаций, в которых каждому ребенку с ЗПР предоставляется возможность выбора
27

деятельности, партнера, средств и жизненных навыков; учитываются обусловленные структурой
нарушенного речеязыкового развития особенности деятельности (в том числе речевой), средств ее
реализации, ограниченный объем личного опыта.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской
успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка с ЗПР,
стимулирование самооценки.
3. Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка с ЗПР, с
учетом необходимости развития вербальных и невербальных компонентов развития ребенка с
ЗПР в разных видах игры.
4. Создание соответствующей развивающей образовательной среды, способствующей
всестороннему развитию ребенка с ЗПР и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и
продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по
освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности;
совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей
развития и образовательных потребностей ребенка с ЗПР.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка
дошкольного возраста с ЗПР.
Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий
жизнедеятельности детей на занятиях;
Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;
Учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья;
Диагностика (оценка индивидуального речевого развития) детей группы.
Совместная деятельность взрослого и детей.
Самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие всех педагогов группы.
Организация работы с родителями.
Консультативная поддержка педагогических работников и родителей группы.
Современные образовательные технологии в коррекционно-образовательном процессе.
Важным условием реализации рабочей программы является создание речевой развивающей среды
для детей с ЗПР.
Речевая развивающая среда – особым образом организованное окружение, наиболее
эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Речевая развивающая
среда направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного
познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.
Цель построения речевой среды – насыщение окружающей среды компонентами,
обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Задачи построения речевой развивающей среды:
- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности
ребенка;
- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
- обеспечение возможностей для исследования и экспериментирования в языковой системе.
В качестве компонентов речевой развивающей среды выделяются:
- речь педагога;
- методы и приемы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
- специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Речевая развивающая среда старшей группы
- грамотная речь педагога;
28

- методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения: знакомство с
формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений,
умений грамотно отстаивать свою точку зрения;
- методы и приемы, направленные на формирование навыков самостоятельного
рассказывания: поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы,
запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения;
- организация восприятия с последующим обсуждением;
- создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка с целью
стимулирования детского словотворчества и повышения качества детских речевых высказываний.

3.2.3. Организационные условия (создание предметно-развивающей среды)
Предметно-развивающая среда для детей с тяжелыми нарушениями речи построена на
следующих принципах:
 активность, стимулирующая исследовательскую и творческую деятельность ребенка;
 стабильность динамичности развивающей среды, позволяющей ребенку не пребывать в
среде, а активно взаимодействовать с ней, преодолевать, "перестраивать", менять ее в
зависимости от интересов и потребностей;
 эмоциогенность среды, дающей ребенку ощущение индивидуальной комфортности и
эмоционального благополучия;
 творческо-гуманная
направленность,
создающая
условия
для
проявления
разнохарактерных отношений (дружеских, деловых, партнерских, сотрудничества, сотворчества);
 свобода и самостоятельность, позволяющие ребенку самостоятельно определить свое
отношение к среде и дающие ему возможность по мере необходимости преобразовывать среду по
своему усмотрению;
 интегративность, определяющая взаимодействие различных видов деятельности (в т.ч.
коррекционной), дополняющих и обогащающих друг друга;
 гуманитарная, отражающая в содержании среды мир человека, его связи и отношения с
окружающим природным, социальным и предметным миром, помогающий раскрыться
сущностным силам ребенка;
 дистанция, позиции общения при взаимодействии ребенка с детьми и взрослыми,
позволяющий ему чувствовать себя полноценным, активным, интересным партнером.
Логопедический кабинет наполнен всем необходимым оборудованием, имеет центры,
отражающие развитие всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи,
фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения.
Картотеки словесных и настольно-печатных для автоматизации и дифференциации звуков,
содержат несколько десятков разнообразных игр. Имеются центры с пособиями для развития
всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной, общей). В соответствии с темой недели,
еженедельно в кабинете логопеда меняется оборудование, оставляя небольшую часть
материалов, игр и пособий для закрепления пройденного.
Развивающая среда
Коррекционные дидактические пособия, игры, наглядность, картотеки на развитие:
Словаря (импрессивного, экспрессивного);
Грамматического строя речи (словообразование, словоизменение);
Связной речи и речевого общения;
Слоговой структуры слова;
Фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза; Мелкой
и общей моторики;
Психических функций (памяти, внимания, мышления);
По коррекции произносительной стороны речи (направленной воздушной струи,
артикуляторных мышц, автоматизацию и дифференциацию звуков);
Пространственная среда
29

Зона для подгрупповых занятий;
Зона коррекции звукопроизношения;
Зона игр для свободного доступа детей;
Зона хранения пособий, картотек;
Рабочий стол логопеда;
Специальные организационные условия
-специальная предметно-развивающая среда (дидактические пособия, игры, наглядность по
развитию всех сторон речевого развития)
-специальное предметно-развивающее пространство
-специально организованное обучение в форме занятий (подгрупповых, индивидуальных)
-специальный режим

3.2.4. Материально-технические условия
Логопедический кабинет имеет зональное распределения, в нем можно выделить зону
подгрупповых занятий, зону индивидуальных занятий, информационная зона, зона
сопровождения (методического, игрового и др).
В кабинете содержится:
1. Документация (перечислена в «Годовом плане»)
2.Диагностический материал (материал для обследования речи и интеллекта,
систематизированный по возрастам и разделам: альбомы, папки, коробки).
3. Материал для проведения консультаций (материал по работе с родителями,
воспитателями, педагогами: статьи, наглядность, планирование, материал из журналов, книг и
т.д.).
4. Методический раздел.
5. Наглядно-дидактический материал.
6.Оборудование.
7.Мебель.
8.Интерактивное сопровождение образовательной деятельности.
Специальные условия
Психолого-педагогическое сопровождение – диагностика
Дидактические материалы:
Перечень игр, игровых упражнений, иллюстративного материала, литературных и
музыкальных произведений
Игры и игровые упражнения: «Поймай и раздели», «Подскажи словечко», «Помоги
Незнайке», «Веселый повар», «У кормушки», «Кто спрятался в джунглях?», «Подбери слова»,
«Повтори за мной», «Что лишнее?», «Расставь по загонам». 1
Иллюстративный материал: предметные и сюжетные картинки по изучаемым
лексическим темам, картины «На заводе», «На ткацкой фабрике», «На границе», «Летчики»,
«Птицеферма», «В ателье ремонта обуви», «Машинист», «Зима в городе», «На капитанском
мостике»2, «Мы рисуем», «Играем в театр»3, «В парикмахерской», «На приеме у стоматолога»,
«На прививку», «На уроке»4.
Серии картинок: «На рыбалке», «Гроза», «На дачу».
Оснащение логопедического кабинета
Центр речевого развития
Зеркало с лампой дополнительного освещения.
Стулья для занятий.
Комплект зондов для постановки звуков.
Комплект зондов для артикуляционного массажа.
Соски.
Шпатели.
30

Вата, ватные палочки.
Марлевые салфетки.
Набор игрушек и предметных картинок для сопровождения артикуляционной и
мимической гимнастики.
Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки,
дудочки, воздушные шары, «Мыльные пузыри», сухие листочки, сухие лепестки цветов и т. п.).
Картотека материалов для автоматизации и дифференциации шипящих звуков (слоги,
слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты)1.
Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков
разных групп. Выпуски 1 и 22.
Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями
произношения3.
Логопедический альбом для обследования звукопроизношения4.
Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи5.
Предметные картинки по изучаемым лексическим темам6.
Сюжетные картинки и серии сюжетных картинок.
Парные картинки.
«Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща.
Лото, домино по изучаемым темам.
«Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка», «Играйка 7» 8
Альбом «Круглый год», «Мир природы. Животные» «Живая природа. В мире растений»,
«Живая природа. В мире животных», «Мамы всякие нужны», «Все работы хороши», «Наш
детский сад»9
Игрушки для уточнения произношения в звукоподражаниях.
Предметные картинки для уточнения произношения в звукоподражаниях.
Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и
шипящих звуков.
Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации
свистящих и шипящих звуков в словах и предложениях.
Картотека словесных игр.
Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков
звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, плоскостные изображения сумочек, корзинок,
рюкзаков разных цветов, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги
квадраты разных цветов).
Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового
анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки» и т. п.).
Раздаточный материал и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза
предложений.
Разрезной и магнитный алфавит.
Алфавит на кубиках.
Слоговые таблицы.
Магнитные геометрические фигуры.
Геометрическое лото.
Геометрическое домино.
Наборы игрушек для инсценирования сказок.
Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино.
Наборы игрушек для инсценировки сказок.
Настольно-печатные игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза.
«Мой букварь» 10
31

1. Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в
соответствии с ФГОС.
2. Н. В. Нищева Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе
детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) – С-Пб, «Детство - Пресс»,
2007.
3.«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г. (М., 2005).
4. Максаков А. И. «Развитие правильной речи ребенка в семье» Методическое пособие М.
Мозаика-Синтез, 2008г.
5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.
6. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
7. Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в
дошкольном учреждении. Сборник документов и образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера,
2003.
8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных учреждений» (утв. Главным государственным санитарным
врачом РФ 25 марта 2003г.)
9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего
возраста с общим недоразвитием речи», М., 1991
10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в
условиях специального детского сада». 4.1. Первый год обучения и второй год обучения, М.,
«Альфа», 1993
11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного
возраста»: Практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004
12. «Преодоление ОНР у дошкольников»./ под ред. Волосовец Т.В., М., Творческий центр, 2007
13. «Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушением речи»./ под ред.
Гаркуши Ю.Ф., М., 2002
14. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ», М., Творческий центр, 2003
15. Волкова И.Н.. Цыпина Н.А. «Почитаем-поиграем». Для занятий с детьми старшего
дошкольного возраста.- М.: «Школьная Пресса», 2005г.
16.Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Ознакомление с окружающим миром» Конспекты занятий
Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозайка-Синтез 2009г.
17.Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных представлений. Конспекты занятий
Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозайка-Синтез 2009г.
18. Л. С. Выгодский Основы дефектологии // Собр. соч. : В 6 т. – М., 1983.
19. У. В. Ульенкова. Дети с задержкой психического развития. – Н - Новгород, 1994.
20. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».